История института

Акционерное общество «Российский институт радионавигации и времени» (АО «РИРВ») было образованно с целью разработки системы единого времени высокой точности, средств дальней радионавигации, квантовой электроники на основе атомно-молекулярных стандартов частоты, а также аппаратуры потребителей навигационных систем и систем единого времени военного и гражданского назначения.

АО «РИРВ» за более чем полувековой период своего развития прошло путь от создания систем радионавигации и систем единого времени высокой точности до активного участия в формировании федеральной и международной политики координатно-временного и навигационного обеспечения.

АО «РИРВ» был учрежден Постановлением Совмина СССР от 25.08.56 г. № 1195-613 на базе нескольких подразделений Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ВНИИРА) и научно-производственного объединения «Вектор» (приведены современные названия учреждений) и получил название НИИ-195.

В период с 1966 по 1991 гг. АО «РИРВ» назывался — Ленинградский научно-исследовательский радиотехнический институт (ЛНИРТИ), в 1991 г. был переименован и до 2003 г. назывался – Федеральное государственное унитарное предприятие Российский институт радионавигации и времени (ФГУП «РИРВ»).

В 2003 году ФГУП «Российский институт радионавигации и времени» был приватизирован путем преобразования в ОАО «РИРВ», а с 2015 года преобразован в АО «РИРВ».

В соответствие с указом Президента РФ от 5 февраля 2007 г. №135 в 2008 году осуществлены процедуры вхождения АО «РИРВ» в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

Функции по соблюдению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов в отношении АО «РИРВ» осуществляет Департамент радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ.

Разработанные АО «РИРВ» система единого времени высокой точности, радионавигационные системы и аппаратура потребителей позволяют определять текущее время и координаты различных объектов, находящихся на поверхности Земли, в акваториях Мирового океана и внутренних водоемах, воздушном и космическом пространстве в интересах народного хозяйства, обороны, науки и международного сотрудничества.

АО «РИРВ» является одним из основных создателей:

— наземных радионавигационных систем «Чайка» и «Альфа» (в США аналогичные системы называются Лоран-С и Омега, соответственно) и навигационной аппаратуры потребителей этих радионавигационных систем;
— глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (в США аналогичная система называется GPS, в Европе Galileo) (все вместе ГНСС) и навигационной аппаратуры потребителей ГНСС;
— Государственной системы единого времени и эталонных частот, лежащей в основе управления, как оборонным комплексом, так и народно-хозяйственным потенциалом государства.

АО «РИРВ» принял активное участие в создании целого ряда систем стратегического назначения, в том числе космического базирования, в частности:

— в разработке аппаратуры для космических аппаратов и наземных комплексов в рамках программ запуска первого искусственного спутника Земли, пилотируемых кораблей, космических станций, транспортных кораблей и пр.;
— в разработке аппаратуры для исследования Венеры, Луны и Марса;
— системы спасения терпящих бедствие КОСПАС – САРСАТ;
— космических метеорологических систем «Метеор», «Метеор–Природа»;
— системы разведки полезных ископаемых «Ресурс»;
— систем зондирования Земли различного назначения;
— специализированных технологических комплексов полигонного оборудования для обеспечения учебно-тренировочных полетов авиации.

Аппаратура, разработанная АО «РИРВ», размещена, в том числе на международной космической станции «Альфа», разгонных блоках и транспортных космических кораблях, космодромах и центрах управления полетами.

АО «РИРВ» награждено орденом Октябрьской революции, а его специалистам были присуждены 2 Ленинские премии СССР, 16 Государственных премий СССР, Государственная премия Совета Министров СССР, около 100 почетных званий, более 500 правительственных наград.

Историческая канва:

1957 г. Разработка и поставка аппаратуры системы единого времени (СЕВ) для синхронизации  измерительных и управляющих средств, использовавшихся при запуске первого спутника Земли (точность синхронизации шкал времени 3-5 мс). Главный конструктор СЕВ был удостоен Ленинской премии СССР.

1961 г. Разработка и поставка аппаратуры СЕВ для передачи сигналов времени через сверхдлинноволновые станции связи ВМФ по специальной программе. Поставка аппаратуры СЕВ на Байконур и обеспечение тем самым синхронизации средств командно-измерительного комплекса с необходимой точностью (500 мкс) при запуске в космос первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина. Большая группа разработчиков аппаратуры была награждена орденами и медалями СССР.

1965 г. Закончена разработка и поставка аппаратуры бортового синхронизирующего устройства для космических комплексов наблюдения поверхности Земли с поставкой необходимой контрольно-измерительной аппаратуры на объекты наземной инфраструктуры.

1967 г. Осуществлена разработка и поставка аппаратуры бортового синхронизирующего устройства с соответствующей контрольно-измерительной и управляющей аппаратурой для космических метеорологических спутников Земли серии “Метеор”. Главному конструктору была присуждена Государственная премия СССР.

В дальнейшие годы АО «РИРВ» разработал более 40 типов различных бортовых синхронизирующих устройств (БСУ) и стандартов частоты для различных  космических объектов с поставкой необходимой контрольно-испытательной и синхронизирующей аппаратуры, в том числе:

— для национальных программ “Космос”, “Метеор”, Ресурс”, ”Океан” и ряда других, предназначенных для создания космических систем наблюдения Земли в интересах обороны, народного хозяйства, гидрометеорологии, изучения природных ресурсов суши и мирового океана, научных и прикладных проектов изучения климата, природной среды и глобального экологического мониторинга океана, суши, атмосферы и околоземного космического пространства;
— для ряда международных программ, например КОСПАС-САРСАТ (система спасения терпящих бедствие в любой точке Земли);
— для орбитальных обитаемых комплексов “Салют” и “Мир” и др.

Главные конструкторы разработок были удостоены Государственных премий СССР и Премии Совета Министров СССР.

1969 г. Введена в эксплуатацию Европейская цепь импульсно-фазовой радионавигационной системы (РНС) длинноволнового диапазона “Чайка”, предназначенная для определения координат самолетов и кораблей с погрешностью 50…100 м (система разрабатывалась параллельно с РНС США “Лоран-С”).

1970 г. Разработаны высокоточные астрономические установки (ВАУ), способные определять свои координаты с точностью 20 м. АО «РИРВ» разрабатывал и поставлял аппаратуру единого времени для синхронизации шкал времени ВАУ. Главный конструктор разработки был удостоен Государственной премии СССР.

1972 г. Закончена разработка и осуществлена поставка на объекты центральных синхронизаторов для систем контроля воздушного и космического пространства.

Введена в эксплуатацию фазовая РНС дальнего действия сверхдлинноволнового диапазона “Альфа”, предназначенная для определения координат самолетов, кораблей и подводных лодок в подводном положении (система разрабатывалась параллельно с РНС США “Омега”).

В связи с  необходимостью создания системы единого времени высокой точности (СЕВ ВТ) в период с 1963 по 1975 гг. в АО «РИРВ» были решены вопросы выбора программы передач сигналов времени, структуры системы, и принципов управления ею. В 1975 г. система была принята в эксплуатацию. За разработку СЕВ ВТ институт был награжден Орденом Октябрьской Революции, а группа сотрудников во главе с главным конструктором удостоена Государственной премии СССР и высоких правительственных наград.

1975 г. Введена в эксплуатацию новая РНС «Цикада» с использованием низкоорбитальных искусственных спутников Земли для определения координат разнообразных объектов с погрешностью до 35 м. (система разрабатывалась параллельно с РНС США “Транзит”). За разработку дальномерно-угломерного измерительного канала этой системы директору института была присуждена Ленинская премия СССР.

Разработан и введен в эксплуатацию мобильный вариант импульсно-фазовой радионавигационной системы «Чайка» (дальность действия 1000 км от ведущей станции, точность местоопределения 50-100 м) и в дальнейшем организовано ее серийное производство (мобильный аналог системы “Чайка”).

1979 г. Для систем обнаружения ядерных взрывов была разработана и поставлена на объекты аппаратура высокоточной метеорной синхронизации пунктов, разнесенных на расстояние до 1800 км, с обеспечением возможности передачи служебных команд.

1986 г. Введена в эксплуатацию Восточная цепь импульсно-фазовой РНС длинноволнового диапазона “Чайка”.

1990 г. Разработана Государственная система единого времени и эталонных частот (ГСЕВЭЧ) с поставкой на объекты необходимой аппаратуры (точность синхронизации шкал времени приемных пунктов не хуже 1 мкс).

1993 г. Введена в эксплуатацию навигационная система ГЛОНАСС, для которой институт разработал систему синхронизации, контроля и управления, а также приемоиндикаторную аппаратуру для различных потребителей. Точность местоопределения до 50 м  в стандартном режиме и до 1 м и лучше в дифференциальном

1995 г. Введена в эксплуатацию на Дальнем Востоке российско-американская импульсно-фазовая РНС “Чайка” — “Лоран-С“.

1996 г. Введена в эксплуатацию  Северная цепь  импульсно-фазовой РНС длинноволнового диапазона “Чайка”.

1998 г. Осуществлена поставка аппаратуры СЕВ для совместного российско-норвежско-американского проекта запуска космических аппаратов из акватории Атлантического океана “Морской старт”.

Произведена поставка навигационной аппаратуры АСН2401 для международной космической станции «Альфа».

2000 г. и по настоящее время. Продолжаются разработка и серийный выпуск частотно-временной аппаратуры, синхронизирующей аппаратуры, навигационной аппаратуры потребителей различного назначения систем “Альфа”, “Чайка”, “Лоран-С”, ГЛОНАСС, GPS, Gallileo (модификации для самолетов, кораблей, подводных лодок, динамичных объектов, геодезии и др.).

В этот период, в частности:

— завершена очередная модернизация стационарных объектов Государственной системы единого времени и эталонных частот, в том числе на  космодромах, включая космодром Восточный;
— проведена модернизация стационарных станций РНС «Альфа» и «Чайка»;
— освоено серийное производство информационных системы координатно-временного обеспечения (ИСКВО) «Скорпион» на основе твердотельных передатчиков нового поколения;
— начато формирование на территории РФ новых цепей РНС «Чайка» на основе ИСКВО «Скорпион»;
— продолжены работы по разработке и серийному освоению принципиально новых бортовых стандартов частоты, построенных на квантовых принципах, в т.ч. с лазерной накачкой;
— полностью развернута спутниковая группировка ГЛОНАСС, оснащенная новыми поколениями БСУ, в том числе работающими в условиях открытого космоса;
— серийно освоены бортовые синхронизирующие координатно-временные устройства ряда низкоорбитальных космических аппаратов для высокоточного определения параметров движения центра масс космического аппарата, его углов азимута, крена и тангажа, а так же для формирования и хранения высокостабильной бортовой шкалы времени и сетки синхрочастот с возможностью их коррекции по сигналам ГЛОНАСС/GPS;
— освоено серийное производство и развертывание аппаратуры «электронных полигонов»;
— аппаратурой ГЛОНАСС/GPS оснащены крупнотоннажные корабли гражданского морского флота РФ, базовые станции ряда операторов сотовых систем связи;
— проведены первые стыковки в космосе космической станции  и грузовых кораблей с использованием аппаратуры ГЛОНАСС/GPS;
— серийно освоены спутниковая геодезическая аппаратура, разработаны и внедрены алгоритмы фазовых геодезических измерений, построены первые высокоточные геодезические сети;
— серийно освоена ГЛОНАСС/GPS/Galileo аппаратура для контроля и управления движением транспорта и пр.

АО «РИРВ» располагает современной научной и производственно-испытательной базой, уникальным стендовым оборудованием и полигоном натурных испытаний в Ленинградской области.

Характерным для АО «РИРВ» является широкое применение современных технологий проектирования и производства аппаратуры, разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК), сертифицированная на соответствие требованиям стандартов ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012 и ОСТ 134-1028-2012.

В 2015 году АО «РИРВ» переехал во вновь построенный современный научно-производственный комплекс площадью 29 000 кв м на территории Северо-западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз – Антей».

 

Генеральные директора АО «РИРВ» с момента основания института:

Андриан Семенович Малышев
Руководил институтом с 1956 по 1967 г.
Является одним из основателей разработок высокостабильных генераторов частоты. Непосредственно участвовал в разработке и создании импульсно-фазовых и фазовых радионавигационных систем, а также в разработке аппаратуры системы единого времени. Лауреат Государственной премии, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Павел Павлович Дмитриев
Руководил институтом с 1967 по 1984 год. Кандидат технических наук, автор 24 научных трудов. Имеет более 20 авторских свидетельств и патентов на различные изобретения. Награжден орденами: «Знак почета», Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, 8-ю медалями. Принимал активное участие в создании системы единого времени высокой точности.
Юрий Григорьевич Гужва
Руководил институтом с 1984 по 1997 год. Доктор технических наук, профессор. Ю.Г. Гужва был непосредственным исполнителем более 30 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Один из участников создания и развития теории и практики разработки квантовых стандартов частоты и высокоточных систем синхронизации на базе атомно-лучевых трубок и рубидиевых газовых ячеек. Лауреат Государственной премии, автор более 130 научных трудов, имел 12 авторских свидетельств и патентов на различные изобретения.  Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Член-корреспондент Академии инженерных наук РФ, действительных член Международной академии информатизации.
Сергей Борисович Писарев
Руководил институтом с 1997 по 2008 год. За годы работы в институте занимался созданием импульсно-фазовых радионавигационных систем длинноволнового диапазона. Принимал участие в разработке концепции создания нового поколения ИФРНС и аппаратуры потребителей спутниковых радионавигационных систем с учетом новейших достижений в области систем и средств радионавигации, современных систем связи, информатики, технологической и элементной базы, был непосредственным исполнителем более 30 НИОКР. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Имеет 32 авторских свидетельства и патента на различные изобретения, автор более, чем 70 научных статей и докладов.
Сергей Александрович Белов
Руководил институтом с 2008 по 2016 год.